Недавно был проведен анализ рекламного рынка и, оценив полученные данные, Mediaplus Group готова прокомментировать ситуацию, сложившуюся на российском рекламном рынке в первом полугодии 2017 года. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в этом году свой прирост показал региональный рекламный рынок. Также отмечается, что он имеет дополнительные возможности для развития и основными драйверами являются федеральные рекламодатели.
Остаются на прежнем уровне объемы рекламы по четырем главным медиа-каналам (традиционным для нашей страны – ТВ, радио, пресса и наружная реклама). В целом рекламный рынок России показывает оптимистичные показатели, в частности рост – в размере 14%. Рынок региональной рекламы традиционно состоит из двух частей – появляющаяся в местных СМИ и распространяемая в пределах одного региона реклама, а также реклама, размещаемая в федеральных СМИ или в локальных вкладках общероссийских средств массовой информации. При анализе рекламного рынка желательно оценивать все эти позиции, так что наш анализ включает все виды размещений.
Александр Семенов, генеральный директор Mediaplus прокомментировал этот показатель, как явно позитивный, хотя и с существенным рядом оговорок: "14%-ый рост Российского рекламного рынка, на наш взгляд, выглядит достаточно обнадеживающе, особенно на фоне только «поднимающей голову» экономики РФ. Однако говорить о тенденциях роста по результатам цифр первого полугодия преждевременно, так как распределение интенсивности размещения рекламодателей по месяцам неравномерно от года к году и особенно эта неравномерность свойственна региональной рекламе, являющейся предметом нашего анализа. Впрочем, несмотря на положительную динамику в целом, каких-то значимых изменений не зафиксировано. Скорее наблюдается продолжение тенденции 2016года, заключающейся в восстановлении сокращённых в период кризиса 2015года региональных рекламных бюджетов, и рост имеет место, прежде всего, за счёт федеральных рекламодателей, зачастую компенсирующих неравномерность проникновения своих национальных кампаний в регионы, либо усиливающих интенсивность коммуникации в регионах, нуждающихся для них в особом внимании. Полагаем, что основной рост региональной рекламы у нас ещё впереди, когда вслед за восстанавливающими свои региональные рекламные бюджеты ведущими федеральными игроками потянутся обладатели менее крупных рекламных бюджетов. А оборотной стороной роста региональных рекламных бюджетов, как мы знаем, является дефицит свободного рекламного времени на Федеральных каналах.. Своим Клиентам в настоящее время мы рекомендуем пользоваться моментом, пока региональное размещение (в условиях отсутствия острого дефицита) может быть спланировано нами наиболее эффективно, и как следствие достигать оптимальной стоимости контакта со своей аудиторией".
Цифровые показатели отдельных сегментов также стали поводом для всестороннего анализа. Так, например, рекламные бюджеты первого полугодия 2017 года были распределены между основными сферами, требующими продвижения: 2.8 млрд - торговые организации - размещение на региональных телеканалах, 3,3млрд - на федеральных; (прирост составил 12% в первом и 29 % во втором случае, относительно 2016 года); медицина и фармацевтика – 1,2млрд на региональном ТВ и здесь отрыв федеральных каналов от этой цифры особенно значителен – 14,2млрд (при этом прирост по региональным каналам гораздо выше – 32% против 6%).
Многие эксперты отмечают, что россияне стали меньше тратить на досуг, отдых и развлечения. И действительно, на федеральных каналах объемы рекламы этих категорий сократились на 4% (и сейчас составляет 0,8%), а вот на региональных наоборот увеличилось на 51% и теперь это 0,5 млрд рублей. Рекордное увеличение показывает реклама предприятий общественного питания в регионах, многие аналитики связывают это с ужесточением конкуренции в связи с экономической обстановкой. Динамика говорит об увеличении в два раза объема подобной рекламы в регионах. Региональным ТВ это принесло 0,5 млрд рекламных бюджетов, федеральным 0.7 (и вот тут наблюдается наоборот резкое падение – минус 32%). Аутсайдерами также стали две очень важных для граждан категории – «Услуги сотовой связи» показали падение на 49%, сократилась и категория «Парфюмерия и косметика» - минус 34%.
Автомобильная сфера, хоть и считается наиболее зависимой от кризисаи падение продаж ощутили все автопроизводители, но при этом рекламы легковых автомобилей на региональных ТВ каналах стало в 2.5 раза больше (бюджеты 0,5 млрд рублей), на федеральных телеканалах 2,5 млрд и это падение на 5%, так как в 2016 году эта цифра составляла 3% от всего телевизионного сегмента рекламы).
Если говорить о региональных рекламных бюджетах исходя из географических координат, то доля региональных рекламных бюджетов за первое полугодие 2017 года относительно 1 полугодия 2016 г. составляет для Москвы – 31% (и это прирост на 1%), для Санкт-Петербурга – 10% (падение на 1%), для 27 городов измеряемых Mediascope цифра осталась прежней - 28%. Рост абсолютных рекламных объемов наблюдается на всех направлениях. Анализируя эти показатели, без труда можно заметить, что самый большой вклад в развитие рекламного рынка вносит столица, но остальные группы имеют обычную динамику без серьезных изменений.
Отмечается рост рекламной активности в крупных городах – Нижнем Новгороде (где рекламные бюджеты ТВ составили 113 млн за первое полугодие 2017 года, Уфе – 212 млн, Красноярск – 201 млн, Челябинск – 226 млн (динамика - +14%). В большинстве регионов увеличение стабильное, только в Волгограде, Омске, Перми и Ростове-на-Дону динамика «ушла в минус», но чаще всего за счет падения количества наружной рекламы (что вызвано в первую очередь исчезновением малого бизнеса, традиционно использующего этот канал дистрибуции и информирования населения). Такое падение смогло перекрыть даже рост размещения на региональном ТВ. В сегменте региональной рекламы отмечено снижение объема размещений на радио (эксперты отмечают, что радио-реклама постепенно перестает пользоваться популярностью у рекламодателей и это уже неостановимый процесс). Снижение объемов отмечено в Волгограде (-2%), Новосибирске (-3%), Уфе (-10%) и Челябинске (-1%). Но при этом нельзя не сказать о том, что ситуация меняется во втором полугодии и может кардинально отличаться – особенно явственно это бывает перед новогодними праздниками, когда один из сегментов может дать неожиданный прирост.
В целом же за первое полугодие 2017 года объем региональной телерекламы (включая Москву и МО) составил 16 млрд рублей. Эта цифра на 13% перекрывает показатели того же периода прошлого года и обгоняет объемы размещений на федеральном уровне.
Источник: Sostav.ru, Mediascope